С.О.В.А. - Студенческое Общество Весомых Аргументов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » С.О.В.А. - Студенческое Общество Весомых Аргументов » Новости Образования Украины » "Права и возможности студентов" Блудова З.К.


"Права и возможности студентов" Блудова З.К.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Статья взята с Портала Магистров ДонНТУ

"Вступление

    Тему моего индивидуального задания я выбрала не случайно. С первого курса мне хотелось знать свои права и возможности как студентки, но почему-то в наших ВУЗах об этом скромно умалчивают…потому поделюсь теми знаниями и опытом, которыми овладела за время своего обучения.
Студент - кто это? ВУЗ и студент партнеры?

    Все студенты знают, что имеют закрепленное Статьей 53 Конституции Украины право на образование. Но вот какие права они еще имеют? И как эти самые права можно реализовать или в случае чего защищать? Для начала попробуем выяснить, какой статус, в соответствии с законом, имеет украинский студент.
    До недавнего времени он считался работником. Вуз якобы предоставлял ему рабочее место, стипендию от имени государства-заказчика, а результатом работы-обучения должен был стать специалист в определенной области знаний. Права и интересы студента защищали профессиональные союзы. Со временем в законопроекте «О внесении изменений в Закон Украины «О высшем образовании» относительно самоуправления студентов и аспирантов и их участия в делах высших учебных заведений» появился тезис, что студент — это потребитель услуг в сфере образовательной деятельности. Таким образом, на первый план были выдвинуты не государственные интересы, а потребности молодого человека, его способности и предпочтения.     С тем, что студент — не работник, нельзя не согласиться. Такой профессии, как «студент», в Классификаторе профессий и должностей нет. Отношения студента и учебного заведения не регулируются Кодексом законов о труде, поскольку администрация вуза — не работодатель, а студент — не работник, с которым заключается трудовой договор, обеспечивается заработная плата и трудовые права. Конечно, при большом желании можно все «подтянуть» к желаемому результату. Но стоит ли держаться за эту концепцию? Особо актуальной она была в советские времена, когда государство тоталитарно определяло, какие специалисты нужны для реализации мегаэкономических планов, рынка труда как такового не существовало, а человек вообще считался бесправным колесиком системы, для которого государственные интересы были превыше всего. В наше время многим еще импонирует такое видение статуса студента. Однако для общества, которое стремится построить демократию, оно явно устарело.
    Концепция студента как потребителя является переходной от полного отрицания его права влиять на качество образования, выражать свое мнение по поводу организации и содержания образования до формирования механизмов осуществления этого права. Получая высшее образование, молодой человек стремится к самоусовершенствованию, реализации своего призвания, мечтает стать специалистом, востребованным как на национальном, так и на международном рынке труда. Поэтому в родных учебных заведениях студентам обязаны обеспечить надлежащие условия для обучения и комфортного пребывания. В этом смысле студент — потребитель образовательных услуг. И первейшее право таких потребителей — получение качественных услуг. Это касается и контрактников, которые сами платят за обучение, и бюджетников, которые учатся за государственные средства. Для студентов всех форм обучения должны существовать единые критерии качества образования. Их должны определять как государство, вуз, рынок труда, так и сами студенты.
    Не успела упомянутая концепция завоевать приверженцев в Украине, как уже требует пересмотра в связи с приобщением к Болонскому процессу. В документах Европейской ассоциации студенческих союзов (объединение общенациональных студенческих органов) подчеркивается, что «студент — это не потребитель, а партнер», конструктивный, равноправный на уровне высших учебных заведений и государства. Студент конструктивно взаимодействует с администрацией своего вуза, государственными органами управления образованием через собственные органы самоуправления. Он должен быть информирован обо всех решениях руководства, затрагивающих его права и интересы, иметь возможность влиять на них, вносить предложения. А управленцы не имеют права игнорировать мнение студенчества.
    Что же происходит сегодня на самом деле? Студента приглашают к обсуждению важных законопроектов, касающихся образования и самоуправления, и иногда все-таки слушают. Однако до реального партнерства еще очень далеко. Органы студенческого самоуправления (подробнее «ссылка») развиты довольно слабо, в частности и из-за непонимания обществом значения этого института. Чиновники вспоминают о них только тогда, когда хотят похвастаться прогрессом в выполнении Болонских требований. Однако лишать эти органы совещательного статуса не спешат. Да и материально поддержать студенческие общественные организации ни государство, ни вузы особо не стремятся. Неудивительно, что молодые активисты становятся настоящими заложниками политических сил с большим карманом. К сожалению, молодежь воспринимается лишь как пассивный электорат, объект политической «охоты». Ну что ж не будем отчаиваться и продолжим.
Мне не нравится моя специальность, что делать?

    Да, да, бывает и такое, и мне лично случалось слышать подобное.
    Ну, например, поступили Вы после школы в ВУЗ, проучились год и поняли, что это — не Ваше. И что теперь делать? Учиться еще 4 года на нелюбимой специальности? Ничего подобного! Вы со спокойной совестью можете писать заявление на имя ректора (у нас в ДонНТУ это Минаев А.А.) о переводе в другой ВУЗ. После того, как Ваш ректор «дал добро», Вы, вместе с его письменным согласием, идете к ректору того института, в который хотите перевестись. Если он соглашается принять Вас полноправным студентом своего ВУЗа, Вам остается только сдать академразницу и смело приступать к изучению новой профессии. Если же Вы решите не уходить, а перевестись на другой факультет, опять же идите на поклон к родному ректору. Но помните, что перевод происходит только во время летних или зимних каникул.
Отчисление

    На мой взгляд, отчисление – самая уязвимая часть университетской системы. Многие современные студенты, которые пропускают занятия, так как стараются по возможности, например, подработать сталкивались с угрозой отчисления. Так вот, просто так никто отчислять Вас не имеет права. Для этого нужна серьезная причина. И по закону причин этих несколько:
   &nbsp- по собственному желанию студента (а не декана и ректора!);
   &nbsp- в связи с переводом в другой ВУЗ;
   &nbsp- по состоянию здоровья на основе заключения врачебно-консультативной комиссии;
   &nbsp- за академическую неуспеваемость (а это еще надо хорошо постараться, чтобы в течение семестра учиться на одни двойки);
   &nbsp- за нарушение учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка ВУЗа (то есть не нужно выбрасывать парты из окна или курить в деканате, и тогда с Вами все будет в порядке).
    Если Вас каким-то чудом отчислили, то Вы все-равно имеете право на восстановление (запрещается только восстановление на первый курс). Для этого нужно подать заявление на имя ректора, которое должно быть рассмотрено в течение двух недель(!). После истечения этого срока Вам обязательно должны сообщить условия зачисления либо причину отказа. Правда, в случае положительного решения придется-таки сдавать академразницу, но где наша не пропадала!
Повторное обучение

    Также Вы имеете право на повторное обучение (за исключением первокурсников) за определенный семестр, если не выполнили в полном объеме учебный план по уважительным причинам. Таковыми являются длительные заболевания, служебные командировки, сложные семейные обстоятельства (например, необходимость ухода за членами семьи). Вопрос о предоставлении студенту права на повторное обучение решается ректором за представлением декана до начала соответствующего семестра и оформляется соответствующим приказом. Но этим правом Вы можете воспользоваться не более двух раз за время учебы.
    Студент имеет право на академотпуск в случае болезни, которая требует длительного лечения. Максимальная продолжительность академотпуска составляет 1 год, но в случае необходимости ее можно продолжить еще на год. Но вот воспользоваться этим правом студент может только один раз за время обучения. Академический отпуск предоставляется ректором на основе медицинского заключения. А вот если Вы не жаловались на здоровье до начала экзаменационной сессии, и умудрились получить неудовлетворительные оценки, что ж, будете считаться неуспевающим. Для того, чтобы восстановиться после академотпуска, необходимо за две недели до окончания его срока предоставить в студенческую больницу справку о состоянии здоровья из лечебно-профилактического учреждения, которое за Вами наблюдало, и пройти медобследование. Тогда Вам выдадут справку, с которой Вы и пойдете в родной институт. Если же Вы не сделаете этого в установленный срок, то, к сожалению, Вас ждет отчисление.
Поспорим с экзаменатором?

    В силу разных причин (то ли преподаватель за что-то Вас невзлюбил, то ли Вас хотят «попросить» на контракт, то ли еще чего) бывают ситуации, когда Вам ставят «незачет», а Вы знаете предмет на «отлично». В таком случае необходимо обратиться в деканат или ректорат с жалобой на необъективную оценку. Вы смело можете требовать другого экзаменатора, даже преподавателя из другого ВУЗа (вряд ли они захотят рисковать своей репутацией, поэтому оценивать Ваши знания будут объективно). Можно, конечно, подать жалобу в Министерство образования и науки. Но лично мне там отвечали, что в случае чего нужно обращаться в милицию, а если я хочу узнать ответы на интересующие меня вопросы, то должна подать официальный запрос. Так куда уж обычному студенту туда достучаться…
    Ну, ничего, главное, что права у нас, у студентов, все-таки есть, и реализовать их мы с Вами можем.
    Я осветила, на мой взгляд, наиболее важные вопросы, с которыми часто сталкиваются неопытные студенты. А сейчас давайте пролистнём права студентов в плане организационно-развлекательных вопросов.
Факультетские мероприятия

    У каждого факультета есть своя история да и рождались факультеты поочередно, потому факультеты каждый год празднуют свои дни рождения.,где можно излить все таланты своей души и тела. Обычно старшекурсники к концу обучения создают свою факультетскую команду, которая занимается вопросами организации вечеров на любимом факультете. В частности, в нашем родном ДонНТУ нет ни одного факультета, на котором не было бы такой команды, поверьте мне уж на слово…если Вы новичок (первый курс), то объясняю, как найти команду своего факультета. Зачастую на доске объявлений возле кафедр вешаются объявления с приглашением, особенно первых курсов, в помощи организации вечера, либо же Вы можете смело спросить у зам кафедры или даже зам декана координаты команды. Хочу заметить, что преподаватели посещают описанные выше мероприятия и делают, так сказать галочку по отношению к студенту(!).
    Еще момент для первых курсов: каждый год в университете проходит такое мероприятие как «Дебют первокурсника». Последние два года в нем участвуют команды всех факультетов, на удивление, были года и по хуже…За справкой обращайтесь в студенческий профком(адрес: 1 учебный корпус, 2 этаж). За помощью же советую Вам обратиться все к тем же старшекурсникам, в их обязанности входит оповестить Вас и помочь в подготовке.
Спорт

    Не будем описывать насколько полезен и необходим спорт в жизни каждого человека… что действительно так, а приступим сразу к описанию спортивных возможностей в нашем университете. Во-первых, университет имеет спортивные залы: манеж на Студгородке (более подробную информацию Вы можете прочитать на персональной странице моей одногруппницы Гайдуковой Ольги ), зал возле 8 учебного корпуса, подвальное помещение 3 учебного корпуса. Имеется в наличии бассейн. По желанию и возможностям имеете право выбрать себе любой из видов спорта, функционирующих в университете, например: баскетбол, тяжёлая и легкая атлетика, бокс, плавание, фехтование, футбол, step-аэробика, шейпинг, волейбол, бадминтон, альпинизм, водный туризм, настольный теннис, гандбол, американский футбол, стрельба из лука.
    Самое главное,что Вы имеете право менять спорт хоть каждый семестр (чем я и занималась, но впоследствии остановилась на плавании). Делается это все очень просто: пишите заявление на имя того преподавателя, у которого хотите выписаться и если он одобряет, то смело пишите новое заявление на имя тренера, нововыбранного вами вида спорта и Вас заносят в список, если все согласны. Однако, будьте осторожны, не торопитесь, вначале поинтересуйтесь, согласен ли нововыбранный тренер принять Вас к себе в группу, а потом уже действуйте. Однако не все виды спорта поддаются такому баловству, для этого, во избежание проблем, расспрашивайте хорошенько тренеров. Для студентов с ограниченными физическими способностями существуют "группы здоровья", где составляется индивидуальный график занятий."

0

2

"Молодые активисты становятся настоящими заложниками политических сил с большим карманом"

Может студенческий актив - это и престижно, но в МДГУ  над этим надо работать.  Не сразу Москва строилась, но  то, что в нашем университете он есть - это большой плюс. Именно здесь ребята могут проявить свои организационные способности, умение работать  в коллективе, но хочется видеть большей организованности, а главное  - свободу выбора (в этом плане большие нарушения)!

Как потребитель услуг говорю большое спасибо за полезную информацию :rolleyes:

0


Вы здесь » С.О.В.А. - Студенческое Общество Весомых Аргументов » Новости Образования Украины » "Права и возможности студентов" Блудова З.К.